Из семейного опыта:
-
Слово о семье
-
Традиции моей семьи
-
Интересы, способности и профессиональная пригодность
-
Успех ребенка – результат общих усилии семьи и школы
- Семья - единое целое
Законы родительской истины
1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг!
2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.
3. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие - гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
4. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все ваши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!
5. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку, будьте последовательны – и не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребенка, но, никогда не уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.
6. Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты – не слышу».
7. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
8. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.
9. Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.
10. Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим…».
11. Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером – мальчик уже спит. А в воскресенье папа – на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»
12. Старайтесь никого никогда не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседях, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
13. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
14. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
15. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.
16. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.
17. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
18. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
19. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись, без опеки, дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
20. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
21. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
22. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих "да" и "нет".
23. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем стать взрослым.
24. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Как правильно поддерживать ребенка в общении
Как часто можно столкнуться с тем, что родители не слушают, а зачастую и не слышат своих детей! Мало того, как показывает практика, родители плохо разбираются, что в той или иной ситуации чувствует их ребенок.
Хочется предложить тренировочную «шпаргалку» для тех, у кого «нет времени читать литературу по воспитанию детей», «нет возможности ходить на тренинги», «нет навыков воспитания – свои родители были плохими и безграмотными», «нет возможности ходить на консультации к психологам».
Итак, у вас есть только сильное желание освоить навык активного слушания.
Тогда наберитесь терпения.
Приёмы активного слушания
1.Следует занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза должны находиться на одном уровне). Лучше присесть.
2.Повтор услышанного от ребенка. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3.Делать паузы между фразами. Паузы помогают ребенку выплеснуть свои переживания и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их взрослый, добрый, безопасный человек.
4.Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом. Это, как показывает практика, самое сложное! Многие взрослые не могут идентифицировать чувства, называть их, а главное – понимать, что чувствует другой человек.
5.Чувства следует называть в утвердительной форме. При этом интонация фразы должна выражать сочувствие.
10 «правил» для родителей
Если ребенок растет в критике - он учится осуждать.
Если ребенок растет во враждебности - он учится бороться.
Если ребенок растет в страхе - он учится предчувствовать недоброе.
Если ребенок растет в жалости - он учится жалеть себя.
Если ребенок растет среди насмешек - он учится быть замкнутым.
Если ребенок растет в ревности - он учится завидовать.
Если ребенок растет с чувством стыда - он учится быть виноватым.
Если ребенок растет в атмосфере поддержки - он учится быть надежным.
Если ребенок растет в похвале - он учится быть признательным.
Если ребенок растет в атмосфере одобрения - он учится нравиться себе.
Если ребенок растет в сочувствии - он учится быть великодушным.
Если ребенок растет в честности и справедливости - он учится различать добро и зло.
Если ребенок растет в вере - он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребенок окружен дружелюбием - он знает, что мир - это прекрасное место.
Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:
- каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
- давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
- не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;
- уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
- не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
- не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
- помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
- почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?»«А как бы ты поступил?»);
- предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
- после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
- нельзя наказывать больного ребёнка;
- если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
- заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
- никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
- будьте последовательны в своих требованиях.
Мы желаем вам успехов в воспитании детей!