19 мая 2022 года
«Итоги и уроки войны. Память о войне».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории, Яхимчик О.О., актуализирует знания учащихся об итогах и масштабе войны, о людских и материальных потерях советского народа, об основных факторах Победы СССР в Великой Отечественной войне; акцентирует внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
Перед учащимися выступил приглашённый гость, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, майор в отставке Ярмолов Александр Иванович.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории Яхимчик О.А. организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите факты, конкретизирующие причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. В 1944–1945 годах Красной Армией были полностью или частично освобождены от немецко-фашистских захватчиков территории европейских стран: Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии, Германии и др. Потери Красной Армии при освобождении европейских стран составили около одного миллиона солдат и офицеров. Наибольшие потери – около 600 000 человек – СССР понёс при освобождении Польши.
В послевоенное время на территории Европы были установлены памятники и воинские мемориалы в честь солдат и офицеров Красной Армии, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость народов Европы. Начиная с 1990-х гг. в ряде европейских стран эти памятники уничтожаются и оскверняются.
Согласны ли вы с суждением, что снос и осквернение памятников советским воинам в Европе – это попытка переписать историю Великой Отечественной войны, которая может привести к возрождению фашизма?
3. В поэме Роберта Рождественского «Реквием», посвященной Великой Отечественной войне, есть следующие слова:
Помните! Через века, через года, помните!
О тех, кто уже не придет никогда, помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны...
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!
Как вы считаете, актуальны ли эти слова сегодня? Свое мнение аргументируйте.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В ходе подведения итогов было предложено учащимся:
1) рассказать, как чтят память о погибших во время войны в их семье, в их населенном пункте, об участии в акциях «Беларусь помнит», «Герои моей семьи»;
2) принять участие в республиканской акции «Архивы – школе». Акция приурочена к 100-летию архивной службы Беларуси. Условия проведения акции размещены на национальном образовательном портале в разделе «Год исторической памяти» (https://adu.by/ru/homepage/novosti/5544-respublikanskaya-aktsiya-arkhivy-shkole.html).
5 мая 2022 года
«Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории, Яхимчик О.О., актуализирует знания учащихся о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе, акцентирует внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
В качестве информационной составляющей была использована мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования. Учащиеся познакомились с содержанием информационных блоков:
Блок «Открытие второго фронта»;
Блок «Освободительный поход Красной Армии в Европу».
Блок «Крымская (Ялтинская) конференция (4-11 февраля 1945 г.)».
Блок «Берлинская операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.)».
Блок «Разгром Квантунской армии».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
К осени 1944 г. завершилось освобождение территории Советского Союза. Стратегическая инициатива полностью перешла к Красной Армии, имевшей удобное расположение войск, достаточное количество людских резервов, боевой техники, боеприпасов и вооружения. Все это позволяло проводить крупные наступательные операции не на одном направлении, а сразу на нескольких фронтах. В 1944-1945 гг. Красная Армия успешно провела ряд крупных наступательных операций по освобождению народов европейских стран от германских захватчиков. Она избавила от германского рабства11 стран Центральной и Юго-Восточной Европы с населением 113 млн. человек. Среди них: Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Австрия, Чехословакия, Польша и др.
В формате обсуждения учащихся были вопросы: Как вы думаете, почему система международных отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, получила название Ялтинско-Потсдамская? Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии? Была ли атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки необходимой для разгрома Японии? Какие цели преследовало руководство США, принимая решение об их бомбардировке? На Международном военном трибунале в Нюрнберге была отмечена опасность возрождения фашизма в любой форме. Почему сегодня принципиально важно помнить этот урок Второй мировой войны?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Учителем истории было предложено учащимся записать воспоминания родственников или знакомых, которые жили в военное время, о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией, а также отметили: «ОБ ЭТОМ НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ! ОБ ЭТОМ НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА И РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ!» МЫ ПОМНИМ!
21 апреля 2022 года
«Освобождение Беларуси от германских захватчиков».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории, Яхимчик О.О., актуализирует знания учащихся об основных этапах освобождения территории Беларуси, акцентирует внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «История Беларуси» (тема «Освобождение БССР от германских захватчиков»).
Учащиеся познакомили с содержанием информационных блоков:
Блок «Начало освобождения Беларуси»;
Блок «Белорусская наступательная операция «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 г.)».
Блок «Взаимодействие партизан, подпольщиков и населения с войсками Красной Армии».
Учащиеся ознакомились с основными событиями, которые происходили на территории БССР в конце 1943 – январе-августе 1944 гг., связанные с освобождением Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков.
Старшеклассники получили представление об особенностях подготовки и проведения операции «Багратион» и определили её военно-политическое значение для дальнейшего хода войны. Ребята узнали, что первым освобожденным районным центром стал город Комарин, а первым освобожденным областным центром – город Гомель.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
В процессе мероприятия обсудили вопросы: роль партизан и подпольщиков в освобождении Беларуси; задачи "рельсовой войны"; основные итоги операции "Багратион". Особое внимание уделили освобождению города Борисова и его освободителям.
Учащиеся аргументировали свое мнение.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Ребята после сегодняшнего мероприятия прочувствовали, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни.
В ходе подведения итогов учащиеся подготовили сообщение о том, как происходило освобождение города Щучин, в котором они живут.
7 апреля 2022 года
«Советский тыл в годы войны»
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории, Яхимчик О.О., актуализирует знания учащихся о деятельности тружеников советского тыла, акцентирует внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Советский тыл во время войны»).
Учащиеся познакомились с содержанием информационных блоков:
Блок «Перевод экономики СССР на военное положение»;
Блок «Деятельность белорусских учреждений и организаций в советском тылу».
В ходе мероприятия учащиеся познакомились с героической страницей истории нашего государства – трудовым подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, проанализировали документы, сделали обобщающие выводы о роли советского тыла в годы Великой Отечественной войны, выявили и осмыслили причины массового героизма тружеников тыла.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Какие новые виды вооружения и военной техники были разработаны и начали выпускаться в СССР в годы войны?
Как вы понимаете слова «трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»? В чем, по вашему мнению он заключался?
Согласны ли вы с утверждением: «важным условием победы СССР в войне стала работа тыла»? Учащиеся аргументировали свое мнение.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Ребята после сегодняшнего мероприятия прочувствовали, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни.
В ходе подведения итогов учащиеся узнали, какие предприятия работали на территории нашего района до Великой Отечественной войны? Что произошло с ними в годы войны?
17 марта 2022 года
Тема «Формы и методы борьбы подпольщиков».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории, Яхимчик О.О., актуализирует знания учащихся о деятельности белорусских подпольщиков, акцентирует внимание на тех аспектах, которые ранее не рассматривались на уроках по учебным предметам «Всемирная история» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «История Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»). Вместе с учителем дети выделили основные формы и методы подпольной антифашистской борьбы. Учащаяся 9 «А»класса Заруба Валерия подробно познакомила ребят с деятельностью Скидельского подполья. Далее было организовано обсуждение полученной информации. Учащиеся совместно ответили на предложенные вопросы.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Какое значение имела подпольная борьба на оккупированной территории БССР для разгрома немецко-фашистских захватчиков?
Имена каких партизан и подпольщиков носят улицы нашего населенного пункта?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Подпольная борьба приобрела широкий размах в период оккупации территории Беларуси немецко-фашистскими войсками.
Ребята пришли к выводу, что подпольная борьба белорусского народа была одним из решающих условий разгрома вражеского нашествия, важнейшим фактором освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
3 марта 2022 года
"Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан"
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории актуализирует знания учащихся о боевой, диверсионной и агитационно-пропагандистской деятельности партизан и подпольщиков, акцентирует внимание на тех аспектах, которые ранее не рассматривались на уроках по учебным предметам «Всемирная история» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «История Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).
Материалы для проведения информационного часа размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для IX классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 3 марта 2022 года)
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Как вы считаете, какое значение имела борьба партизан и подпольщиков для разгрома немецко-фашистских захватчиков?
Как вы считаете, почему партизаны и подпольщики уделяли большое внимание агитационно-пропагандистской работе?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Среди партизан и подпольщиков было много школьников.
В ходе подведения итогов было предложено учащимся составить короткое сообщение об одном из них, используя дополнительную литературу, материалы интернет-проекта «Партизаны Беларуси».
17 февраля 2022 года
«Подпольная борьба»
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории актуализирует знания учащихся об организации подпольной борьбы, о партийном, комсомольском подполье, антифашистских группах и организациях в условиях оккупации, их структуре, знакомит с новой информацией (см. информационные материалы), акцентирует внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебным предметам «Всемирная история» (тема «Борьба с захватчиками на оккупированной территории»), «История Беларуси» (тема «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).
Во время проведения мероприятия использовались материалы, размещённые на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для IX классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 17 февраля 2022 года).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
У Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Кто руководил подпольным движением на оккупированной территории Беларуси? Каким образом осуществлялась координация деятельности подпольщиков?
Какие факторы, на ваш взгляд, содействовали развитию подпольного движения на оккупированной территории СССР?
Наиболее тяжелым периодом были первые месяцы войны, когда многочисленные подпольные организации и их руководители были выявлены германскими спецслужбами и уничтожены. Как вы думаете, почему, несмотря на массовые расстрелы, антифашистская борьба продолжалась?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В ходе подведения итогов можно предложить учащимся узнать, какие улицы населенного пункта, в котором они проживают, названы именами партизан и подпольщиков и, пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение об одном из них.
3 февраля 2022 года
«Антифашистское сопротивление на аккупированных территориях».
20 января 2022 года
«Политика геноцида, грабежа и насилия».
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории актуализировал знания учащихся о политике геноцида в отношении населения Беларуси, акцентируя внимание на тех аспектах, которые не были освещены на уроке по учебному предмету «История Беларуси», тема «Герм анский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.»; знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
«Экономическая политика германских оккупационных властей»;
«Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».
Во время проведения мероприятия использовались материалы, размещённые на национальном образовательном портале http://www.adu.by
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Обсуждались вопросы:
1.Какая роль отводилась церкви в оккупационной политике немецко-фашистских властей?
2.Почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению?
3.Почему с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учителем истории и учениками была обсуждена актуальность данной темы.
16 декабря 2021 года
«Германский оккупационный режим»
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
ШАГ 1: «МЫ УЗНАЁМ».
Учитель истории:
- актуализирует знания учащихся о плане «Ост», о целях фашистской Германии по отношению к населению Беларуси;
- знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
«Новый порядок»;
«Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;
«Оккупационный аппарат управления»;
«Коллаборационизм».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Новый порядок» оккупантов»
После объяснения понятия «новый порядок» учащиеся зачитывают и обсуждают фрагмент документа:
Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей.
«При обращении с местным населением восточных областей мы должны исходить из того, что …
…мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а, наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы.
… мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению, тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры…
Принципиальным вопросом в решении всех этих проблем является вопрос о системе образования и тем самым — об отборе и фильтровании молодежи.
Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным. Кроме школы этого типа в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ…»
Вопрос для обсуждения:
Какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?
Блок «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР».
Вопрос для обсуждения:
Что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами?
Блок «Оккупационный аппарат управления».
Вопрос для обсуждения:
- Каковы были цели созданных оккупантами органов управления? Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?
Блок «Коллаборационизм».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси?
2. Какие задачи выполняли коллаборационистские организации в Беларуси?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
На оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление материального достояния и природных ресурсов республики; установление и поддержку государственного строя агрессоров.
Оккупационный режим опирался на войска вермахта, спецслужбы СС и СД, тайную полевую полицию, жандармерию и вспомогательные местные полицейские силы.
Неудачи германской армии на фронте, активная борьба партизан и подпольщиков в тылу оккупантов вынуждала германские власти искать поддержку среди местного населения. Из числа местных жителей создавались органы и организации, которые сотрудничали с врагом в его интересах и в ущерб своему государству (коллаборационисты).
Вместе с тем министр восточных областей А. Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.
2 декабря
Тема: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».
С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информационные материалы размещены здесь.
18 ноября 2021 года
Тема: «Крах "молниеносной" войны».
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
ШАГ 1: «МЫ УЗНАЁМ». Учитель истории знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:
«Захват Беларуси германским вермахтом»;«Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)»;
«Бои на Ленинградском направлении и на Украине»;
«Московская битва»;
«Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции».
ШАГ 2: «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Захват Беларуси германским вермахтом».
Вопрос для обсуждения: Какое значение имели оборонительные бои Красной Армии на территории Беларуси летом 1941 года?
Блок «Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)».
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что Смоленская битва имела стратегическое значение для последующих военных действий Красной Армии? Свое мнение объясните.
Блок «Бои на Ленинградском направлении и на Украине».
Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, почему гитлеровцы, имея огромное военное превосходство, не смогли захватить город Ленинград?
Блок «Московская битва»
Вопрос для обсуждения: Каковы, по вашему мнению, причины победы Красной Армии в Московской битве?
Блок «Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции»
Вопрос для обсуждения: Какое, на ваш взгляд, значение имело создание антигитлеровской коалиции?
ШАГ 3: «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ».
Первые полгода Великой Отечественной войны были не просто временем испытания мужества народов Советского Союза и его армии. Они имели очень важное значение для дальнейших военных действий.
Эти полгода стали началом поражения гитлеровского вермахта. Стратегия «молниеносной войны», которая оправдала себя в войне на Западе, в СССР потерпела крах.
Приведите факты, свидетельствовавшие о провале германского плана «молниеносной войны». Что повлияло на срыв этого плана?
Методические рекомендации по проведению единого дня информирования
Информационные материалы к единому дню информирования
21 октября
Тема «Начало Великой Отечественной войны»
Блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза».
В своей работе «Моя борьба» А. Гитлер обосновал идею расширения «жизненного пространства» германской нации за счет присоединения восточных территорий. Согласно нацистской доктрине захваченные территории СССР подлежали германской колонизации и германизации.
В 1940 году нацистами был разработан план «Ост». В соответствии с этим планом предполагалось:
- на протяжении 30 лет принудительно выселить 2/3 населения СССР за Урал, в том числе 75 % белорусов;
- примерно 10–15 % населения подлежали онемечиванию;
- остальную часть населения планировалось уничтожить или превратить в дешевую рабочую силу для нацистской Германии;
- «хозяйственное использование СССР в интересах экономики Германии».
«Для нас, немцев, – подчеркивалось в заключительной части плана „Ост“, – важно ослабить русский народ до такой степени, чтобы он не был больше в состоянии препятствовать нам устанавливать немецкое господство в Европе».
Справочно: За неделю до начала войны с СССР в военно-экономическом ведомстве рейхсмаршала Г. Геринга были изданы «Директивы по ведению хозяйства на новозанятых восточных территориях». Из них следовало, что исключительное значение для дальнейшего ведения войны будет иметь немедленная и полная эксплуатация захваченных областей в интересах военной экономики Германии, особенно в сферах продовольствия и нефтяной промышленности.
Фашисты подготовили карты колонизации СССР, на которых определялись места поселения немецко-фашистских колонистов, их количество и приблизительное число местных «жителей-рабов». Так, в Минске планировалось поселить 50 тыс. немцев и 100 тыс. местных жителей, в Гомеле – 30 тыс. колонистов и 50 тыс. местных жителей, в Борисове, Новогрудке, Лиде – по 5 тыс.колонистов и 15 тыс.местных жителей.
Блок «План “Барбаросса”».
18 декабря 1940 г. А.Гитлер подписал директиву № 21, которая больше известна под названием план «Барбаросса».
Это был план войны против СССР. Он представлял собой комплекс военных, политических и экономических мероприятий. В соответствии с ним предусматривалось разгромить Вооруженные Силы Советского Союза в ходе краткосрочной военной кампании.
Главный удар германские войска должны были нанести к северу от Припятских болот, где группе армий «Центр» ставилась задача ликвидировать советские войска в Беларуси.
Группа армий «Север» должна была разгромить части Красной Армии в Прибалтике и захватить Ленинград.
Группа армий «Юг», согласно плану, наносила удар в направлении на Киев с целью окружения и ликвидации советских войск на правом берегу Днепра.
При этом германское командование делало ставку на стратегию «блицкрига» («молниеносной войны»), которая целиком оправдала себя в войне на Западе. В ходе реализации операции германской армии было необходимо:
- в центре – до 15 августа достичь Москвы,
- на юге – овладеть Донецким бассейном,
- до 1 октября 1941 г. завершить военную операцию против СССР.
Окончательная цель плана «Барбаросса» – создание оборонительного барьера против «азиатской России» и выход к зиме 1941 г. на рубеж Астрахань – Волга – Архангельск.
Блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои».
На рассвете 22 июня 1941 г. Германия без объявления войны напала на Советский Союз, началась реализация плана «Барбаросса».
На 400 км в глубь СССР враг наносил массированные бомбовые удары по важнейшим военным и промышленным центрам, транспортным коммуникациям и узлам связи.
Уже в первые дни войны авиация противника бомбила Мурманск, Ригу, Минск, Смоленск, Киев, Севастополь, Житомир, а также многие другие города и стратегически важные военные объекты, особенно аэродромы и железнодорожные узлы. Врагом были задействованы 2700 самолетов. В первый день войны Красная Армия потеряла 1200 самолетов, из них 738 на Западном фронте, а за первую неделю на земле и в воздухе было уничтожено свыше 4000 советских самолетов. Это обеспечило господство немецкой авиации в воздухе и способствовало свободе действий германских танковых армий на первом этапе войны.
Одновременно фашисты развернули широкую пропагандистскую кампанию:
- на территории СССР были распространены сотни тысяч листовок и газет, в которых говорилось, что германская армия пришла освободить советский народ от большевиков;
- бойцам и командирам Красной Армии предлагали переходить на сторону «Великой Германии»;
- распространялись слухи, делалось все возможное, чтобы сломить волю народа к сопротивлению, достичь лояльного отношения советских людей к «освободителям».
Приграничные бои.
Первыми на государственной границе СССР приняли удар германской армии пограничники. Они оказали упорное сопротивление врагу. Большинство из них погибли.
- Самоотверженно сражались защитники Брестской крепости. Брестский гарнизон продержался около месяца.
- 11 дней вели упорную борьбу бойцы 13-й погранзаставы Владимиро-Волынского погранотряда.
- 19 суток держала оборону государственной границы объединенная группа Карело-Финского погранокруга.
- Упорное сопротивление оказали фашистам советские пограничники и войска Красной Армии на подступах к Гродно.
Советстким пограничникам приходилось самостоятельно принимать решения об обороне границы, так как связь между воинскими частями была нарушена в первые часы войны.
Блок «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация»
В первый день войны Верховный Совет СССР ввел военное положение в западных регионах СССР и объявил мобилизацию (призыв) в Красную Армию граждан 1905–1918 годов рождения.
Массовым явлением стало добровольное вступление в ряды Вооруженных Сил СССР. На протяжении одной недели было мобилизовано 5,3 млн человек, 234 тыс. автомашин, 31,5 тыс. тракторов. До 1 января 1942 г. действующая армия пополнилась 291 дивизией и 94 бригадами. Всего за годы войны в Красную Армию было призвано 29,5 млн человек, в том числе, из Беларуси – 600 тысяч человек.
Одной из форм массового патриотического движения советского народа в годы войны стало народное ополчение. Это добровольческие военные и военизированные формирования, создававшиеся для помощи действующей Красной Армии из граждан, которые не призывались в вооруженные силы. Всего в СССР выразили желание участвовать в народном ополчении свыше 4 млн человек. Отряды ополченцев участвовали:
- в оборонительных работах,
- уничтожении живой силы и техники врага,
- обезвреживании диверсионных групп противника.
Для руководства вооруженной борьбой на фронтах 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного командования (СГК), высший орган стратегического руководства Вооруженными Силами СССР и материально-технического обеспечения войск. 10 июля 1941 г. преобразована в Ставку Верховного командования. Ставку Верховного командования возглавлял И.В. Сталин.
Важными государственными задачами в первые дни войны стали эвакуация (целенаправленное перебазирование населения, оборудования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, продуктов питания и др.) и развертывание в советском тылу военно-промышленного комплекса.
По решению Совета Народных Комиссаров (СНК) в СССР был создан Совет по эвакуации, определявший сроки и порядок вывоза предприятий и материальных ценностей, а также пункты их размещения на востоке страны. Туда за июль – декабрь 1941 г. было эвакуировано 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных. Из Беларуси в восточные районы было эвакуировано 124 крупных промышленных предприятия (6,5 % от их довоенного количества).
30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны во главе с И.В. Сталиным. Комитет обладал всей полнотой власти в стране. Он направлял деятельность ведомств и учреждений на максимальное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом.
7 октября
В рамках реализации информационного-образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 9-х классов по изучению истории Великой Отечественной войны 7 октября состоялось очередное занятие по теме «СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны».
Блок: «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»
Воссоединение западных земель Беларуси и Украины с СССР имело важное военно-экономическое и стратегическое значение. Более чем на 250 км отодвинулась западная граница, что являлось немаловажным фактором укрепления безопасности страны.
Проводились мероприятия по повышению экономической и военной мощи государства. Были основаны два новых военно-промышленных центра: Урало-Сибирский и Дальневосточный. К 1940 г. СССР сумел создать все необходимые виды промышленности, обеспечивающие независимое и устойчивое развитие военно-промышленного комплекса. Было построено свыше 9 тыс. новых промышленных предприятий с учетом их возможного перевода на производство боевой техники и оружия. Большое значение придавалось накоплению государственных ресурсов и мобилизационных запасов. С 1940 по июнь 1941 г. их объемы возросли почти в два раза. Значительно увеличились объемы производства танковых и авиационных заводов. На начало Великой Отечественной войны их возможности в 1,5 раза превышали возможности германской промышленности.
Известно, что в 1941 г. СССР потерял около 17 тыс. танков, однако уже в 1942 г. промышленность смогла дать фронту 25 тыс. танков.
Красная Армия имела самое разнообразное оружие отечественного производства. Многие образцы советского вооружения не только соответствовали уровню аналогичных видов оружия западных стран, но и превосходили их: например, танки Т-34 и KB, самолеты Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2 и Пе-2, реактивные установки «Катюша». Однако следует отметить, что новые образцы боевой техники и вооружения составляли 15—18 % от общей численности.
Указом Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. все трудящиеся переводились на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. Активизировалась борьба за укрепление дисциплины на производстве. Трудящимся запрещалось самовольно покидать рабочие места.
Высокими темпами развивалась оборонная промышленность. На развитие военных отраслей промышленности расходовались значительные средства. В 1941 г. их объем достиг 32,6 % государственного бюджета. С декабря 1939 по 1941 г. в войска Красной Армии было поставлено 7 тыс. танков, около 18 тыс. боевых самолетов. Промышленность выпустила 82 тыс. минометов и орудий, свыше 105 тыс. пулеметов разных модификаций, около 100 тыс. автомобилей.
В Беларуси проводилась большая работа по укреплению западных границ СССР. Уже в 1939 г. в ЦК, обкомах и райкомах партии были созданы военные отделы, осуществлявшие руководство военно-мобилизационной работой и патриотическим воспитанием населения. Каждый коммунист обязан был овладеть одной из воинских профессий, активно участвовать в работе оборонных организаций. Руководство республики и командование Западного Особого военного округа стремились к усовершенствованию инженерного оснащения западной границы, особенно Белостокского выступа. Началось строительство четырех укрепленных районов (УР): Гродненского, Осовецкого, Замбровского и Брестского. Каждый УР имел протяженность от 80 до 180 км и глубину обороны от 3 до 8 км. Однако к июню 1941 г. было построено только 505 долговременных огневых сооружений, а оборудовано и вооружено только 193 из запланированных 1174. По этой причине в начале войны не удалось создать устойчивую систему обороны западных границ Беларуси.
Таким образом, в стране ускоренными темпами развивалась оборонная промышленность, которой содействовали форсированная индустриализация и коллективизация. Были разработаны новые виды вооружений и боевой техники. Однако они только начинали поступать в армию. Несмотря на напряженную работу, по основным военно-техническим и производственным показателям СССР все же отставал от Германии.
Блок: «Военно-патриотическая и оборонно-массовая работа»
Важным направлением в деятельности государственных и общественных органов по укреплению обороноспособности страны являлась организация военно-патриотической и оборонно-массовой работы. Ее организаторами выступали ВКП(б) и ВЛКСМ. В 1922 г. комсомол взял шефство над Военно-Морским Флотом, в 1931 г. — над Военно-Воздушным. В 1923 г. ЦК ЛКСМБ принял решение о шефстве над Краснознаменным Балтийским флотом. Областные, районные и городские организации ЛКСМБ были закреплены за определенными кораблями. Комсомольцы и молодежь оказывали флоту материальную помощь, выступали с концертами художественной самодеятельности, направляли лучших юношей для службы в ВМФ.
Целенаправленная деятельность общественных и государственных организаций давала положительные результаты. Значительно увеличилось количество оборонных и физкультурных обществ. Трудовые коллективы включились в соревнование по подготовке значкистов военно-технических специальностей «Готов к труду и обороне» (ГТО) и «Готов к санитарной обороне» (ГСО). Во многих общественных объединениях готовили лыжников, стрелков, летчиков, специалистов противовоздушной и противохимической обороны, санитарного дела. За 1939—1940 гг. в аэроклубах было подготовлено свыше 1500 летчиков; 62% белорусских призывников 1940 г. имели военно-технические специальности и сдали нормы ГТО. Молодежь активно участвовала в военизированных походах, военно-тактических играх и эстафетах, массовых учениях по противовоздушной и противохимической обороне.
Блок: «Вооруженные Силы СССР»
Советское руководство прилагало много усилий для укрепления Вооруженных Сил СССР. 1 сентября 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности, осуществлен перевод Красной Армии на кадровую систему комплектации, снижен призывной возраст с 21 до 19 лет, расширена сеть военных учебных заведений.
Проведенная работа позволила за два предвоенных года увеличить армию почти в 3,5 раза — до 5,2 млн человек. Повысилась техническая оснащенность Красной Армии. С 1930 по 1939 г. количество танков увеличилось в 43 раза, самолетов— в 6,5 раза, артиллерии — почти в 7 раз. Был создан мощный подводный флот, проведена значительная модернизация боевых кораблей. Предусматривалось дальнейшее расширение строительства морского и океанского флотов.
В 1939 г. был выпущен штурмовик Ил-2, а вначале 1940 г. — истребитель Як-1. Однако в войска эти самолеты стали поступать только в 1941 г. Лучшие в мире танки KB и Т-34 были сконструированы и приняты на вооружение в конце 1939 г., но их серийное производство началось только во второй половине 1940 г. К 22 июня 1941 г. на вооружении воздушных сил находилось всего около 2000 самолетов новых типов, а в танковых войсках имелось 594 танка KB и 1225 — Т-34. Хотя к началу 1941 г. производство самолетов и танков увеличилось по сравнению с 1937 г. в 2 раза, а орудий и винтовок — более чем в 2,5 раза, оборонная промышленность не обеспечивала полностью нужд Красной Армии в новой технике и вооружении. Основные мероприятия по обеспечению армии планировалось осуществить в 1941 г.
В предвоенные годы активизировали свою деятельность политические органы армии и флота. В январе 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги, призванный укрепить морально-политическое единство народа и армии, содействовать выполнению воинского долга и воспитанию бойцов и командиров Красной Армии.
Блок: «Западный Особый военный округ»
Среди военных округов Красной Армии выделялся Западный Особый военный округ (ЗапОВО). По количественному составу он уступал только Киевскому Особому военному округу. В ЗапОВО насчитывалось более 673 тыс. бойцов и командиров. На вооружении имелось 13 125 орудий и минометов, 2900 танков, в том числе 483 KB и Т-34, а также 1832 самолета, из которых 424 были новых типов. Это составляло четвертую часть вооруженных сил, дислоцировавшихся в западных округах СССР. На стыке Западного и Киевского Особых военных округов базировалась Пинская военная флотилия под командованием контр-адмирала Д. Д. Рогачёва.
Кроме того, на западных границах Беларуси несли службу 11 пограничных отрядов и на старой границе 5. К началу войны большинство соединений находились в состоянии реорганизации, перевооружения и формирования. Значительная их часть была недоукомплектована личным составом и военной техникой.
Войсками ЗапОВО командовал генерал армии Д. Г. Павлов. Начальником штаба был генерал-майор В. Е. Климовских, членом Военного совета — корпусной комиссар А. Я. Фоминых. Главная задача округа заключалась в обеспечении прикрытия западного направления от южной границы Литвы до северной границы Украины.
Личный состав некоторых воинских частей ЗапОВО насчитывал 37—71% от обычного штата военного округа того времени, обеспеченность тыловых служб транспортом составляла 40—45 %. Из шести механизированных корпусов только один имел полное материальное оснащение.
Танки и самолеты были преимущественно устаревших типов. Военно-воздушные силы размещались скученно, близко к границе и не имели централизованного управления.
Современных средств связи не было, не хватало транспорта. Не на должном уровне находилась и дисциплина, что отмечал секретарь ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко в докладной записке И. В. Сталину. Такое положение не способствовало высокой боеспособности округа, что и проявилось в июне 1941 г.
Блок: «Итог»
1. На основании всех приведенных выше высказываний и возможных вариантов действий весною этого года считаю, что наиболее возможным сроком начала действий против СССР являться будет момент после победы над Англией или после заключения с ней почетного для Германии мира.
2. Слухи и документы, говорящие о неизбежности весною этого года войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию, исходящую от английской и даже, быть может, германской разведки.
16 сентября
16 сентября с учащимися 9-х классов в рамках проекта "ШАГ" прошла встреча на тему "Начало Второй мировой войны". В качестве гостя была приглашена учитель-методист, директор ГУО "Средняя школа № 2 г. Щучина", Гайда Жанна Генриховна.
2 сентября