Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:
«Я»
«Я и Семья»
«Я и Школа»
«Я и Малая родина»
«Я и Закон»
«Я и Общество»
«Я и Природа»
«Я и Культура»
«Я и Планета»
___________________________________________
«Я – активный гражданин Республики Беларусь»
январь
Тематический блок: «Я и Закон».
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон
В фокусе обсуждения: правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственноправовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки
декабрь
Тематический блок: «Я и Малая родина».
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше
В фокусе обсуждения: значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие
ноябрь
Тематический блок: «Я и Школа».
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.
В фокусе обсуждения: школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию
октябрь
Тематический блок: «Я и Семья».
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи,
он – ответственный семьянин.
В фокусе обсуждения: семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье.
Сентябрь
Тематический блок: «Я».
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
В фокусе обсуждения: позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию
2020/2021 уч.год
май
Тематический блок: «Я и Планета».
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором
Цель мероприятия: создать условия для бережного отношения к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе.
апрель
Тематический блок: «Я и Культура».
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны
В фокусе обсуждения: ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности
март
Тематический блок: «Я и Природа».
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите
В фокусе обсуждения: любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности
февраль
Тематический блок: «Я и Общество».
Активный гражданин социально активен, гордится народом своей страны, осознает себя представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества
В фокусе обсуждения: любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах, активная общественная позиция
январь
Тематический блок: «Я и Закон».
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон
В фокусе обсуждения: правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственноправовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки
декабрь
Тематический блок: «Я и Малая родина».
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше
В фокусе обсуждения: значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие
ноябрь
Тематический блок: «Я и Школа».
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.
В фокусе обсуждения: школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию
октябрь
Тематический блок: «Я и Семья».
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи,
он – ответственный семьянин.
В фокусе обсуждения: семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье
сентябрь
Тематический блок: «Я».
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
В фокусе обсуждения: позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию